В некоторых отраслях смарт-контракты имеют ограниченную эффективность, если только не используются в сочетании с датчиками «Интернета вещей» (IoT), считают эксперты. В частности, сектор доставки товаров обязан полагаться на датчики IoT, чтобы раскрыть полный потенциал смарт-контрактов.
Доценты Ханна Халабурда и Яннис Бакос из «Университета Нью-Йорка» представили исследование, которое определяет, как «смарт-контракты могут сделать бизнес-ландшафт более демократичным», то есть выгодным для всех участвующих сторон.
«Если мы просто добавим в процесс доставки товаров смарт-контракты, то ничего не произойдет. Процесс доставки от этого не улучшится», — сказала Халабурда.
Она привела в пример договор между компанией по доставке фруктов и розничным продавцом. В этом примере смарт-контракт решает проблему документации, но не стимулирует логистическую компанию следить за качеством фруктов. Однако при добавлении в процесс IoT-датчиков, смарт-контракт может изменять цену фруктов в зависимости от качества их доставки, например температуры хранения. И в этом случае, логистическая компания несет ответственность.
Однако решение о том, следует ли использовать «умные» или традиционные контракты, сводится к оценке судебных издержек при их оспаривании. Если юридические издержки очень низкие, то не имеет смысла внедрять смарт-контракты, так как их внедрение стоит дорого. Но когда судебные издержки по контрактным спорам бывают высокими, то внедрение датчиков IoT и смарт-контрактов полностью оправдывает их стоимость.